ГлавнаяПолезная информацияНаши работыОт первого яичка до наших дней

От первого яичка до наших дней

Лабазникова Екатерина, 4 класс

Руководитель: Волкова О.В., учитель изодеятельности.

Введение

Актуальность. Все мы любим, получать подарки, но не менее интересно их дарить. Отрадно наблюдать за тем, как человек радуется вашему подарку. Однако как трудно бывает его подобрать, особенно нам, детям.

Проблема заключается в том, что купить мы еще пока не можем, а как хочется подарить маме, папе, бабушке или подружке что-то необычное и неповторимое. В этом случае самым лучшим подарком является тот, который мы делаем сами, воплотив полет своей фантазии в творение рук.

В наше время большой популярностью пользуются изделия из бисера. Многообразие использования этого материала бесконечно. Им украшают одежду и предметы интерьера. Из него изготавливают украшения и аксессуары (сумочки, шапочки, чехлы). Из него делают пасхальные яйца. Я считаю, что плетение бисером очень актуальное искусство, и яйца, выполненные из бисера, пользуются большим спросом. Но мало кто знает, что искусство плетения яиц очень древнее, дарились такие яйца на Светлый праздник Пасхи, поэтому тема моего исследования: «От первого яичка до наших дней».

Всегда считалось, что пасхальные яйца самый лучший подарок к Пасхе. Увидев подарочные яйца, сделанные художниками и ювелирами, мне захотелось тоже создать авторские произведения доступными для меня средствами.

Цель исследования: узнать технику бисероплетения пасхальных яиц.

Объект исследования: пасхальные яйца.

Предмет исследования:процесс изготовления пасхальных яиц в технике бисероплетения.

Гипотеза: мы предполагаем, что если учащиеся получат информацию о бисероплетении, овладеют техникой бисероплетения, то они могут создавать пасхальные подарки своими руками.

Задачи исследования: изучить и проанализировать литературу по данной теме, освоить методику бисероплетения, создать своими руками изделия в этой технике.

Методы исследования:

  • Анкетирование учащихся;
  • Обработка данных;
  • Рекомендации.

Методологию исследования составили работыКожевниковой Г.И.,Солодянкиной Е.В.,священника Константина Островского и др.

Глава 1. История возникновения пасхальных яиц

История первого яйца

1С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиберием и, поднеся ему яйцо, сказала: «Христос воскрес!»....

По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Господа. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие. Через день после распятия Христа Мария Магдалина пришла ко гробу рано утром, когда было еще темно, и увидела, что камень отвален от гроба. Она побежала к апостолам Петру и Иоанну Богослову и сказала им: «Унесли Господа, и не знаем, где положили Его». Мария Магдалина, как и другие ученики, ходила из страны в страну и всюду рассказывала про Иисуса Христа , про то, как он воскрес из мертвых, и про то, чему он учил людей . Одно из преданий рассказывает, что появление главного атрибута Пасхи - крашенных яиц , также связано с именем Магдалины. Святая поднесла императору Тиберию яйцо со словами: «Христос воскрес!» Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не сможет воскреснуть из мертвых, и в это так же трудно поверить, как то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни, а так же напоминанием о том, что искупление человечества совершилось пролитием на кресте крови Христа Спасителя.

Что такое «писанки»

Солодянкина Е.В. в книге «Развитие искусства украшения пасхальных яиц в России» пишет: «В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров как бы напоминают о бичевании Христа. О том, сколь широка на Руси была традиция одаривать друг друга пасхальными яйцами, говорит следующий факт: согласно писцовым книгам при царе Алексее Михайловиче каждую Пасху расходовалось 37 тысяч яиц».

В книге Кожевникова Г.П. «Подарочные яйца из бисера» говорится о том, что «Получить такой шедевр в подарок - к благополучию в доме. Даритель сего творения желает Вам добра, благополучия и достатка в Вашем доме. Недаром говорят, что пасхальные яйца - лучший оберег. Достаточно продеть нитку, повесить на мебель или люстру - о проблемах забудете навсегда, потому что сделано оно своими руками и с большой любовью»

Первоначально яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи (отваривали). Позже стали использовать и другие цвета - желтый, зеленый, чёрный. Желтая краска готовилась из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого отвара луковой шелухи и крутого липового чая; зеленая - из клевера, розмарина и петрушки; чёрная - из кофе или из настоя ржавого железа, опущенного в сок квашенной капусты, с добавлением нескольких капель уксуса.

В зависимости от способа окраски яйца называли: расписные - "писанками", крашенные - "крашенками", деревянные - "яйчатами". Позднее появились яйца из фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей.

В XVIIвеке их уже расписывали специалисты - иконописцы и эмальеры, а к каноническим религиозным сюжетам добавились виды архитектурных сооружений, цветочные композиции и изображения излюбленных мест паломничества. Появились «вензельные» яйца с портретами и гербами высочайших особ.

Искусству изготовления русских пасхальных яиц способствовали и петровские преобразования, когда в начале XVIIIвека появились новые материалы, такие как стекло, фарфор, папье-маше.

К XXвеку объемы производства пасхальных яиц были поистине огромными. Только члены императорской фамилии ежегодно заказывали их несколько тысяч. Великая княгиня Елизавета Федоровна была широко известна своей благотворительностью. В 1915 году по ее заказу было изготовлено 9638, а в 1916 - 15365 штук яиц для раненых.

Так изготовление пасхальных яиц превратилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства.

Все пасхальные яйца можно условно разделить на три группы по сложности их изготовления и цене.

Самые дешевые - натуральные яйца. Часто из них удаляют белок и желток, а внутренность заполняют воском. Поверхность яиц полностью окрашивают или наносят на нее простой орнамент. Так делали и раньше в древности «писанки», а опытных рисовальщиц называли «расписчицы». К этой же группе пасхальных яиц можно отнести простые стеклянные, костяные, деревянные, каменные и фарфоровые яйца, гладкие, одноцветные или украшенные несложной орнаментальной росписью, вышивкой, узорами из бисера.

Следующую группу представляют фарфоровые яйца со сложной миниатюрной живописью, деревянные - с лаковыми или вышитыми миниатюрами или яйца с плоскорельефной резьбой. Изображенные на них сюжеты, как правило, религиозной тематики.

К третьей группе относятся пасхальные яйца, выполненные в ювелирной технике. Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое Воскресение. На Пасху мы обмениваемся троекратным целованием и приветствием: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!». При целовании дарим друг другу яйца.

«Писанки»- это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки настоящие произведения народного творчества.

2Для рисунка «писанки» используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине - в красный, черный и белый, на Полтавщине - в желтый, светло-зеленый, белый.

«Писанку» не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на «писанке» - дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля.

Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась «писанка», как рождается солнышко из черноты ночи.

Чтобы «писанка» сияла, ее смазывали жиром. В настоящее время искусство расписывать «писанки» возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей «писанки».

Необходимые материалы для «писанки»: свежие белые куриные яйца, пчелиный воск, свеча, мягкий карандаш, кистка, спички, бумажные и хлопковые салфетки, специальные красители для пасхальных яиц или анилиновые краски для шерсти, белый уксус, ложка.

Вареная «писанка» значительно крепче, чем сырая или выдутая. Для укрепления скорлупы выдутую «писанку» заполните растопленным воском или парафином на треть и вращайте в руках до тех пор, пока не остынет. Воск за это время равномерно распределится по стенкам.

  • Чтобы скорлупа не треснула во время варки, яйца надо около часа подержать при комнатной температуре.
  • В воду желательно добавить столовую ложку соли.
  • Также можно на одном конце яйца проколоть маленькое отверстие.
  • Чтобы краска ложилась ровнее, перед тем как красить яйца, их необходимо обезжирить - протереть мыльным раствором или спиртом.
  • После окрашивания пасхальных яиц для придания блеска нужно протереть их растительным маслом, круговым движением.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, можно сказать, что искусство крашения яиц на Руси очень древнее, и оно сохранилось по настоящее время.

1.3. Шедевры Фаберже

3Яйца Фаберже - знаменитая серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 г.г. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 штуки, из которых императорскими являются 54.

Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано царем Александром III, как пасхальный подарок для его жены Марии Федоровны. Так называемое «куриное» яйцо снаружи было гладким и эмалированным, но когда его открывали, внутри оказывалась изготовленная из золота курочка. Внутри курочки была спрятана небольшая рубиновая корона.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием.

Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию. Каждую весну он дарил два яйца. Одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе - Александре Федоровне, своей супруге.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из них сохранились. Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Коллин. Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о 15). Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Из 71 известных яиц до наших дней дошло 62. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54. До нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу. Остальные известны по описаниям, старым фотографиям и считаются утерянными.

Всего на исторической родине, в России, яйца Фаберже, ставшие одним из её символов, теперь можно увидеть в четырёх местах. В их число, кроме вышеупомянутых Оружейной палаты и собрания Вексельберга, входят: Русский национальный музей (частный музей в Москве Александра Иванова) и Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН в городе Москве.

Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами - горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.

Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX-XX вв. составляла 3000-8000 руб. (Российская Империя).

Иногда яйца крупнее натуральной величины и больше, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).

Известно много подделок яиц Фаберже, причем некоторые из них, сделанные неизвестными талантливыми мастерами, сами по себе представляют истинные произведения искусства, но клеймо Фаберже значительно увеличивает их товарную стоимость. В результате во второй половине 1990-х годов Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США) провел выставку подделок миниатюр Фаберже.

Глава 2. Уроки мастерства

2.1 Искусство плетения бисером

4Бисероплетение - это старинное искусство с богатыми историческими традициями. История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекает внимание мастеров с незапамятных времен.

Родиной бисера считается Древний Египет. Египтяне первыми научились изготавливать бисер - мелкие скругленные бусинки и стеклярус. Еще древние египтяне любили носить разноцветные бусы. Его название произошло от арабского слова «бусра» или «бусер», что значит «фальшивый жемчуг». Преемницей Египта стала Венеция. Именно она надолго осталась центром бисерного производства. Венецианским бисером мастера всего мира украшали сумочки, чехольчики, подушечки, шкатулки, оплетали им сосуды. Его широко использовали при отделке народных костюмов. В 19 веке во Франции появилась мода на использование бисера при отделке городских костюмов и его дополнений - сумочек, косынок, шарфов. Известные парижские фирмы включали бисер и стеклярус в оформление женских туалетов. Эта мода распространилась на многие страны.

В некоторых культурах бисер использовали в качестве денег. Мужчины и женщины носили ожерелья, повязки, пояса и браслеты, сделанные из узких полос бисерного плетения переплетенные кожей и мехом. Положение женщин можно было определить по тяжести бисерных поясов, по расшитым бусами передникам, шляпам.

В XVвеке в Европе бисер стал важной торговой валютой. Исследователи Америки дарили его туземным вождям в знак дружбы и доверия. Вскоре привозные стеклянные бусы заменили местные, делавшиеся из кости и раковин.

В России бисер и стеклярус стали очень популярными в 18 веке. Появились предметы повседневного обихода, украшенные сплетенным бисером. Им расшивали оклады икон, образки. Интерес к бисеру с давних времен проявляли и в России. Первые сведения о его использовании в народном костюме относятся к IXвеку. А его первым русским мастером, постигшим тайны цветного стекла, был М.В. Ломоносов. В 1755 г. в Усть-Рудицах, недалеко от Санкт-Петербурга, под его руководством начала работать фабрика по производству бисера и стекляруса.

В XIXвеке вышивание и шитье бисером стали популярным занятием женщин средних и высших слоев общества. Это искусство было достаточно трудоемким. Однако бисером занимались не только женщины. Так, например, моряки во время долгих плаваний делали из него вещички. Они шили лоскутные подушечки для иголок из шерстяных лоскутов из своей формы и украшали их бисером. К сожалению, фабрика просуществовала недолго и в 1768 г. уже закрылась. Бисер для России на долгие годы, вплоть до наших дней, стал привозным товаром.

В наши дни бисер самых разнообразных сортов производится в больших количествах. Рынок предоставляет необычайно широкий выбор, который дает мастерам в полной мере использовать творческие способности и красоту бисера.

Бисерное рукоделие стало одним из самых любимых и модных видов народного творчества в России.

  • Материалы и инструменты
  • Изучив теоретический материал, мы решили приступить к изготовлению собственных «Шедевров». В работе по созданию яиц могут быть использованы самые разные материалы от проверенных временем до неожиданно современных. Для работы мне понадобится:

    Яйца. Заготовки в форме яйца могут быть деревянными, пластмассовыми, куриными (их надо обклеивать папье-маше для прочности).

    Бисер, бусины, стразы, стеклярус.

    Иглы. Иглы для бисера используются самые тонкие. Лучше всего пользоваться специальными иглами для бисера № 11 или 12.

    Нитки. Для выполнения бисерных работ лучше всего пользоваться капроновыми нитками. Они достаточно прочные и легко скользят. Нитки подбираются под цвет бисера.

    Ножницы. Для работы необходимы хорошие ножницы, могут подойти и маникюрные с тонкими сходящимися концами.

    Салфеткаиз ткани, лучше шерстяная размером 20*30 см (на ней удобно работать); атласные ленты, бейка, тесемки и др. вещи для украшения яиц.

  • Маленькие хитрости
  •  

    Вне зависимости оттого, насколько вы опытны в рукоделии, эта работа подскажет вам, как сделать красивые пасхальные яйца для себя или в подарок родным и близким. Бисер - непревзойденный материал для изготовления пасхальных яиц. Он придаст изделию яркость, блеск и откроют широкий простор для творчества. Проекты изделий несложны в исполнении и их с легкостью могут выполнить начинающие мастера, как самостоятельно, так и совместно с родителями. В этой работе указаны разнообразные приемы изготовления изделий из бисера, что дает возможность создавать более разнообразные пасхальные яйца. Научиться этому увлекательному виду рукоделия поможет эта работа.

    Выполнение изделий началось с сетчатого плетения, напоминающего сетку с ячейками разной формы. Количество ячеек в оплетенном яйце зависит от высоты и размера бисера. Количество бисеринок в ячейке также может быть разным - 3*3 или 5*5. Чтобы выполнить сужающуюся часть полотна, сокращают количество бисера постепенно, в зависимости от формы яйца.

    Яйцо полосатое. Вдеваем в иглу нить длиной 60-70 см. и делаем один край короче другого. Потребуется по 10 г. бисера трех цветов, 5 г. одного цвета, заготовка яйца (можно пластмассовое). Набираем 1-й ряд на середину лески. Располагаем бисерины следующим образом: 2 серебристые, 10 синих, 2 серебристые, 10 красных, 2 серебристые, 10 жёлтых. Так повторяем 4 раза. Соединяем цепочку в кольцо, окружность которого должна быть, примерно, на 1 см больше, чем окружность яйца.

    Выходим из 4-й синей, бисеринки, набираем 5 синих, выходим из 10-й синей бисеринки. Набираем 3 синие и 2 серебристые бисеринки, выходим из 4-й красной бисеринки. Набираем 5 красных, выходим из 10-й кранной бисеринки. Набираем 3 красных и 2 серебристые бисеринки, выходим из 4-й желтой. Набираем 5 желтых бисеринки, выходим из 10-й желтой. Набираем 3 желтые и 2 серебристые бисеринки, выходим из 4-й синей бисеринки и т.д. Оплетая середину яйца, используем более крупные бисеринки, а при выполнении его верхней и нижней частей бисеринки лучше брать поменьше.

    Заключение

    Бисер, в широком смысле слова, древнее цивилизации. При наличии фантазии и некоторого опыта любой человек сможет сам выполнить оригинальными вещицы своими руками. Бисер был не только украшением в разные времена, в разных географических точках планеты, бисер выступал как этикетный знак, подтверждающий сословную принадлежность владельца, как средство общения, как средство платежа. Бисером можно не только плести изделия, как например, выполненные нами яйца, но и вышивать по ткани. Бисер - это недорогой материал. Но вещи украшенные бисером модны, красивы, современны, актуальны, эффектны.

    В практической части работы мы достигли определённого творческого уровня. В преддверии Великого православного праздника Светлого Христова Воскресения, изготовленные нами пасхальные яйца в технике бисероплетения являются лучшим подарком родным и друзьям, так как сделаны своими руками. Образцы представлены в презентации и приложении.

    Пока будет существовать человечество, женщина будет стремиться к тому, чтобы делать вещи своими руками, украшая, тем самым, глаза и душу.

    Цель достигнута, поставленные задачи решены, изучен материал по бисероплетению, выполнена практическая работа.

    Литература

    1. Гендертон Л. Бисер. Большая иллюстрированная энциклопедия / Люсинда Гендертон; (пер. с анг. М. Авдониной). - М.: Эксмо, 2007. - 256 с.: ил.

    2. Золотарева Е.Н. Подарки из бисера/ Елена Золотарева. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 176 с.: цв. - (Внимание: дети!).

    3. Как встретить Святую Пасху: Пасхальное богослужение. Обычаи и трапеза. - М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1999. - 32 с.

    4. Кожевникова Г.И. Подарочные яйца из бисера. - М.: «Мартин», 2007. - 112 с., ил.

    5. Крайнева И.Н. Мир бисера. Автор-составитель И.Н. Крайнева. - СПб.: Литера, 1999. - 192 с. («Сделай своими руками»)

    6. Священник Константин Островский. Православное семейное чтение. - Храм святых Космы и Домиана на Маросейке, 2000.