ГлавнаяПолезная информацияНаши работыОсторожно - чипсы!

Осторожно: чипсы!

Автор: Усачева Анна, 4 класс

Руководитель: Минина В.А. , учитель начальных классов.

Введение

Чипсы вам не бутерброды, Не лаваш и не маца - Поголовно все народы Чипсами «питаюЦЦЦЦА.».

 

Актуальность. В наш стремительный век мы все спешим куда: кто на работу, кто в школу, кто детсад. Часто на ходу жуем, порой не задумываемся о том, какие последствия ожидают нас и наш желудок. В последнее время особую популярность у детей завоевали чипсы. На телевидении всё чаще появляются красочные рекламы о сухариках, жевательной резинке, газированной воде. В магазинах и киосках в яркой упаковке продаются различные чипсы по доступной цене для школьников: «Чипсы Хомка - хрусти громко», «Чипсы Lays: захрустишь - не устоишь». Чипсы - любимое лакомство детей, незаменимые спутники при просмотре телевизора и дружеской прогулке на природе.

Проблема питания актуальна и значима для человека. "Вторым хлебом" россиян является картофель. Россия - вторая страна в мире по производству картофеля: 35млн.т. в год. По оценкам экспертов, среднедушевое потребление картофеля в России составляет 160 кг в год.

Актуальность данного исследования заключается в том, что множество людей, в том числе и дети, страдают заболеваниями пищеварительного тракта. Причиной этих заболеваний порой является частое употребление чипсов. Проблема исследования состоит в том, чтобы узнать о чипсах как можно больше и понять их назначение как продукта питания.

Цель исследования - определить пользу и вред продукта питания под названием «чипсы».

Объект исследования - чипсы

Предмет исследования - потребление чипсов.

Гипотеза исследования - предположим, что если человек получит больше информации об исследуемом продукте питания, то сумеет сохранить свое здоровье.

Задачи:

  • уточнить сущность понятия чипсов
  • определить химический состав чипсов
  • определить калорийность этого продукта питания
  • разработать рекомендации по употреблению

Методы исследования

  • анализ литературных источников
  • сравнение и классификация
  • интервью, анкетирование

Методологическую основу исследования составили статьи

И. Лопатухиной «О здоровой пищи»;

Т. Васильевой «Правила питания»;

А. Чемоданова «Что нужно знать о питании»;

Е. Слуцкой «Яблочные чипсы» и др.

Т. Васильева в своей книги говорит о том, что « люди испортили себе жизнь питанием... Здоровье - это самое драгоценное, что у нас есть».

А.Чемоданов в своей статье убеждает нас в том, что «пища должна быть вкусной и здоровой».

Е. Слуцкая в своей работе убедительно доказывает вред быстрого питания, а чипсов в первую очередь.

Глава 1. Чипсы: есть или не есть

1.1.История возникновения чипсов

В 2003 г исполнилось 150 лет со дня изобретения картофельных чипсов. Прежде чем исследовать продукт питания под названием чипсы, мы решили узнать, а что такое чипсы? На самом деле, откуда взялся такой заморский продукт похожий на русскую жареную картошку?

Под термином «чипсы» (от англ. «chips» - ломтик, кусочек) следует понимать плоские по форме продукты, полученные отрезанием от целого.

Тонкие картофельные чипсы появились в 1853 году. По легенде их изобрел Джордж Крам, повар одного американского курорта. Один из посетителей постоянно отсылал его французскую картошку обратно на кухню, говоря, что она слишком крупно порезана. Повар Крам решил исправить ситуацию: он очень тонко нарезал картофель, обжарил его в большом количестве масла до хруста и посолил. В результате получились очень тонкие, хрустящие кусочки картофеля, чипсы. Посетитель пришел в восторг от нового блюда и во время пребывания на курорте поедал хрустящие картофельные ломтики. Таким образом, чипсы стали популярны среди американского бомонда и вошли в меню фешенебельных ресторанов США.

В 1890 году чипсы сделали шаг из ресторанов на улицу. Торговец из города Кливленда Уильям Тэппенден владел закусочной, в которой готовил и продавал чипсы. С расширением бизнеса он начал продавать их из фургончика на улице. Впервые чипсы подавались покупателям в бумажном кульке, украшенном рекламой заведения Тэппендена. Тэппендена ныне называют "Фордом чипсов".

В 1926 г. был сделан второй важный шаг, когда была изобретена фирменная упаковка для чипсов. Лора Скаддер предложила упаковывать их в вощеную бумагу. В результате, чипсы стало возможным хранить дольше, перевозить на дальние расстояния и продавать без участия продавца, потому что покупатели могли сами брать пакетики со стойки магазина.

В 1929 г. была изобретена первая машина для промышленного изготовления чипсов. Ее придумал механик-самоучка Фриман Макбет, который продал машину одной из фирм, но отказался от платы за свое изобретение, взамен потребовав, что ему разрешат ковыряться в его машине тогда, когда он этого захочет.

В 1937 г. в США создали особую исследовательскую организацию Национальный Институт Картофельных Чипсов (The National Potato Chip Institute), которая занялась научными изысканиями в этой сфере. Одной из задач исследователей жареной картошки стала борьба с излишне агрессивными продавцами. Один из них рекомендовал своим покупателям пользоваться чипсами для мытья, как мыльной стружкой, а другой опубликовал рецепт уникального блюда: засыпать чипсы в глубокую тарелку, обильно посыпать сахаром и залить сливками.

Сначала чипсы были привилегией элиты и подавались только в дорогих ресторанах. Позже хрустящая картошка стала появляться в демократичных заведениях и постепенно перешла в разряд фастфуда, где пришлась по вкусу детишкам. А сегодня диетологи занесли чипсы в список запрещенной для малышей еды

В нашей стране тоже существовал похожий продукт, правда, он сильно отличался от американского. Первые чипсы в СССР появились в... блокадном Ленинграде. Чтобы как-то разнообразить детям скудную пищу, им давали так называемое печенье - тонкие и соленые пластинки картофеля, подсушенные на печи.

1.2. Технология приготовления

Традиционный путь - это изготовление чипсов из кусочков сырого картофеля. Здесь очень важно качество исходного сырья: далеко не из любых клубней можно приготовить хороший хрустящий картофель. Они должны быть плотными, с невысоким содержанием сахара, без повреждений внутри и с ровной поверхностью. После испарения воды из клубня «сухой остаток» желательно получить объеме 20%, иначе чипсы будут слишком хрупкими. Из 5-6 килограммов качественного картофеля получается 1 килограмм чипсов.

Клубни на производстве отмываются от земли и поступают в картофелечистку, затем - на инспекционный стол. Рабочие на этом этапе отбраковывают клубни с зеленью и глазками, а затем чистят их вручную. Отобранные овощи кладут в овощерезку, отрегулированную на толщину кусочка около 2 миллиметров. Нарезанную массу складывают в корзины и опускают их в бак с холодной водой, чтобы смыть излишек крахмала. С этой же целью корзины после промывки ненадолго помещают в бланширователь.

Эти процедуры необходимы, поскольку крахмал, выделившийся на поверхности ломтиков, в процессе хранения может придать готовому продукту горечь и затхлый запах. Бланшированный картофель опускают во фритюрницу и жарят до золотистого цвета. Масло для жарки, по стандартам большинства производителей, не должно придавать чипсам посторонний запах. Поэтому в большинстве случаев используется оливковое, соевое или пальмовое.

После этого готовые чипсы подсушивают при комнатной температуре, солят, посыпают пряностями и упаковывают. Конечный продукт отличается ярко выраженным картофельным вкусом, причем форма и размеры ломтиков могут быть разными, а у некоторых кусочков подгорают края.

Хрустящий картофель впитывает много жира и является очень калорийным продуктом. При неправильных условиях хранения вкус его с течением времени может измениться.

Другая технология подразумевает производство чипсов из молотого картофеля - хлопьев, гранул или крахмала. Исходное качество сырья, предназначенного к экструзии (протиранию и сушке), тоже важно, но именно на этапе производства сыпучих заготовок. Производителя таких «восстановленных» чипсов не волнуют дефекты клубней и неравномерность прожарки.

Тесто из переработанного картофеля замешивается, формуется и высушивается пластинками. По форме они могут быть плоскими, рифлеными, треугольными, круглыми - любыми. Производитель закупает этот полуфабрикат в мешках, а затем поступает с ним, как с сырым нарезанным картофелем: прожаривает во фритюре, куда добавлены соль и пряности. Добавки со вкусом сыра, бекона, сметаны, грибов и прочих привлекательных продуктов могут вноситься, и после обжарки - перед окончательной просушкой.

Чипсы «из пюре» отличаются меньшей калорийностью, чем натуральные. В дешевых пакетах ощущается вкус сухого порошка, но большинство имеет вполне приемлемое качество. У них больше срок хранения, они не сильно пачкают руки и имеют одинаковую форму. Для любителей здорового образа жизни некоторые компании выпускают, например, диетические чипсы - с пониженным содержанием масла.

Глава 2. Методика исследования пользы и вреда потребления чипсов

2.1. Результаты исследования

По нормам СанПина и предоставлен перечень продуктов, запрещённых в питании детей в детских учреждениях. Среди них оказались и чипсы по следующим причинам: многие из них изготавливаются из порошков, они содержат ароматизаторы, красители искусственного происхождения, эмульгаторы, специи или пищевые добавки и, кроме того, они очень жирные. Большинство детей обожает чипсы - и это факт. Они готовы есть их вместо обеда и ужина и похрустывать ими по дороге из школы домой. В чем же секрет такой притягательности? Недавно группа ученые исследовала действие продуктов с большим количеством жира и углеводов на животных и пришла к выводу - чипсы могут вызывать привыкание. Дело в том, что, когда из рациона подопытных убирали калорийную пищу, у них начиналась ломка, похожая на наркотическую. Вот почему, однажды попробовав тоненькие кусочки жареной картошки, детишки жаждут вновь и вновь похрустеть ими.

К сожалению, некоторые мамы спокойно кормят чипсами своих детишек и думают, что они просто угощают их разновидностью жареной картошки... Это глубочайшее заблуждение. В продукте нет ни грамма пользы - ни витаминов, ни минералов, ни качественных питательных веществ, которые могли бы укрепить подрастающий организм. После мощной переработки картошка теряет все свои положительные свойства и приобретает исключительно вредные. Например, в результате обжарки в масле она становится невероятно «тяжелой» - со 100 г чипсов ребенок получает 30 г жира. Если малыш весит 30 кг, с одной пачкой он «съедает» больше этого вещества, чем его организм должен получить за целый день. Мало того - это не «хорошие», а канцерогенные жиры. Их избыток чреват проблемами с пищеварением, ожирением и затормаживанием умственной деятельности. Кроме того, все чипсы очень соленые, а избыток хлорида натрия мешает нормальному росту костей, нарушает обмен веществ и вызывает проблемы с сердцем. Помимо насыщенности «белой смертью» продукт также богат красителями и ароматизаторами - именно они помогают сделать картошку со вкусом красной икорки, семги, креветок или сметаны с укропом. Использованные добавки могут вызвать аллергию у ребенка, а их накопление в организме способно привести к более серьезным последствиям (изобрели их недавно, поэтому их влияние до конца не исследовано).

Мы решили выяснить, насколько часто и в каком количестве ребята нашей школы употребляют в пищу чипсы и провели беседы с учащимися 4 классов, предложив им следующие вопросы:

  • Любите ли вы чипсы?
  • Как часто вы употребляете их в пищу?
  • Сколько чипсов в день вы употребляете?
  • С чем вы их употребляете?
  • Сколько пачек чипсов вы можете съесть в день?
  • Едите ли чипсы во время просмотра кинофильмов в кинотеатре?
  • Как вы считаете, вредны чипсы или полезны?
  • Замечали ли вы ухудшение самочувствия после употребления чипсов?
  • По-вашему мнению если не чипсами, то чем лучше перекусывать школьнику?

Проанализировав полученные ответы, мы пришли к следующим результатам.

Любят чипсы - 13 чел (72%); не предпочитают 5 чел. (28%).

Употребляют чипсы редко - 15 чел (83%); часто - 3 (17%);

не употребляют - 1 чел.

В день съедают 1 пачку - 8 чел. (44%); 2 пачки - 7 чел.(39%);

меньше пачки - 2 чел. (11%).

Вредными чипсы считают 16 чел. (89%), полезными - 1 чел.,

не знает о пользе или вреде чипсов - 1 чел.

После употребления исследуемого продукта плохое самочувствие

замечали - 7 чел. (39%).

Перекусывать школьнику лучше: бутербродами - 8 чел. (44%),

фруктами - 2 чел. (11%), шоколадом - 2 чел. (11 %), кашей - 1 чел.,

чем - либо другим - 2 чел., ни чем - 3 чел.

12 чел. (67%) выбирают чипсы марки «Lais»,

3 чел. (17%) - чипсы «Cheetos».

Большинство учащихся предпочитают употреблять чипсы без ничего.

Несмотря на то, что 16 человек из 18 участников считают чипсы вредной пищей, а 7 человек чувствовали недомогание после их употребления, 13 человек их любят и с удовольствием употребляют в пищу.

В процессе работы над проектом было проведено анкетирование учащихся.

Всего было опрошено 18 человек.

Из 100% опрошенных 78% говорят, что чипсы приносят вред организму человека, 22% не согласны с этим,

  • 17% опрошенных утверждают, что чипсы состоят из натуральных продуктов, а 83% не согласны с этим.
  • Из числа опрошенных 28% считают, что чипсы вполне могут утолить голод, 72% говорят, что чипсы не могут заменить полноценную пищу,
  • На вопрос «Можете ли вы сказать, что чипсы - незаменимый продукт в вашем рационе?» положительно ответили 11%, отрицательно 89%.
  • 17% опрошенных выбирают чипсы по вкусу, 11% выбирают по марке производителя.
  • 50% опрошенных покупают чипсы один раз в месяц, 39% - каждую неделю, 11%, зная о вреде этого продукта, стараются не употреблять их.

Проанализировав анкеты, мы пришли к выводу, что большинство учащихся не относят чипсы к здоровой и незаменимой пище и в составе не находят натуральные продукты. Следующим этапом нашего исследования и было выявление качественного состава чипсов.

2.2. Качественный состав чипсов

Для исследования мы взяли чипсы марок:

  • «Русская картошка»
  • «Читос»
  • «Lаy`s»
  • «Extrella»

Качественное определение жиров

Положили большой чипс на фильтровальную бумагу и согнули ее пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удалили кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотрели бумагу на свет.

Бумага покрылась жирными пятнами. Это можно объяснить тем, что чипсы очень жирные. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.

Качественное определение крахмала

Взяли 1-3 чипса (~1 г) и перенесли кусочки в чашку. Для этого эксперимента мы налили в чашку1-2 мл дистиллированной воды и добавили 2-3 капли 3%-ного спиртового раствора йода. Мы заметили ярко-синее окрашивание раствора и самого кусочка, что говорит нам о большом содержании крахмала в данном продукте.

Определение калорийности продукта

Для этой цели мы сравнили калорийность чипсов с данными на упаковке, и пришли к выводу, калорийность данного продукта велика. На купленных пачках обозначена пищевая ценность 495 ккал; 806,4 ккал; 912,3 ккал;

563,5 ккал.

Что получает ребенок с пачкой чипсов?

  • 1 0% полезных веществ - ни витаминов, ни минералов, ни хороших белков и углеводов.
  • 510 ккал - то есть почти половину дневной нормы.
  • 0,7 гповаренной соли, а за день можно съесть не больше 2 г.
  • 30 гнасыщенных жиров, канцерогены.
  • Красители и ароматизаторы.

Продукт

Крахмал

Калорийность на 100г продукта

Чипсы: «Русская картошка»

Высокое содержание

806,4ккал

Чипсы «Lay's»

Высокое содержание

912,3ккал

Чипсы «Cheetos»

Много крахмала

563,5ккал

По результатам наших экспериментов можно сделать вывод, что чипсы жирная высококалорийная жареная пища с добавленными красителями и ароматизаторами. Такая пища не может приносить пользу детскому организму.

В научной литературе мы нашли подтверждение нашим выводам.

В 1980-е годы появились научные исследования, доказывающие, что неумеренное употребление чипсов может приводить к неприятным последствиям. Жирные чипсы очень калорийны, что соответствующим образом отражается на фигуре. Действительно, в результате исследований было отмечено, что американцы являются одной из самых толстых наций в мире.

В последние годы усиленно развивается производство картофельных чипсов. На рынок СНГ хлынул поток западных чипсов, многие из которых произведены из ГМ картофеля. По результатам исследований ГМ пища может оказать аллергическое воздействие на организм, уменьшить объем мозга, разрушить печень, ухудшить иммунитет. Содержащиеся в составе чипсов насыщенные жирные кислоты могут вызвать атеросклероз сосудов, ГМ ингредиенты - аллергию, акриломид - опасен как канцероген, нарушение углеводно - жирового обмена, избыточный вес - ожирение. Злоупотребление жареной пищей, как известно, неблагоприятно сказывается на функционировании многих органов человека.

Растет число детей, больных бронхиальной астмой, экземой. У многих уже проявляются явные признаки синдрома хронической усталости. Среди школьников абсолютно здоровых детей - не больше 12-15%. Поэтому задача - делать все, чтобы ребенок не болел и вел здоровый образ жизни.

Полученные данные позволяют нам сформулировать следующие рекомендации:

  • чтобы избежать возможных отрицательных воздействий на здоровье, отказаться от употребления чипсов совсем;
  • употреблять чипсы в виде хрустящих хлебцев для оздоровительного питания;
  • заменить картофельные чипсы диетическими яблочными;
  • чипсы - калорийный продукт. Поэтому их надо употреблять в разумных пределах. Покупать чипсы только в мини-пакетиках;
  • употреблять чипсы только после еды.

Заключение

 

Подведём итоги. Чипсы - продукт вкусный, но пользы для здоровья в нем нет. Тут Вам и высокая калорийность и канцерогены. Однако если употреблять их в разумных количествах и в тоже время не пренебрегать овощами и фруктами, то нет ничего страшного, если один раз в неделю вы съедите пакетик хрустящего лакомства. Чтобы избежать возможных отрицательных воздействий на здоровье, необходимо соблюдать рекомендации медиков по организации диетического питания.

Мы в своей работе отследили процесс производства чипсов, определили калорийность и химический состав данного продукта, познакомились с результатами исследований ученых и провели свои исследования и пришли к выводу, что чипсы - это жирная высококалорийная жареная пища. А злоупотребление такой пищей неблагоприятно сказывается на работе многих органов человека. Значит, чипсы приносят скорее вред, чем пользу.

Тема нашей работы раскрыта, задачи решены, а гипотеза доказана.

Проделанная работа не только обогатила нас новыми знаниями и умениями, но и была очень интересной, требовала самостоятельности и творческого подхода, способствовала развитию коммуникативных и деловых качеств.

Литература

1.Научно-методический журнал «Воспитание школьников»2007 №6.

2.Секреты школьного буфета.//Газета «Аргументы и факты».- №44.- 2007 г.- №46, 2007г.

3.интернет сайты:

doshkolnik.ru/.../3286-kokakola-i-chipsy-polza-ili-vred.html?...

www.stars.ru/news/med/news/02/.../27_004.htm

www.goroda-rf.ru/articles/index.php?ID=2885