ГлавнаяПолезная информацияДуховная копилкаО соблазне просвещения, образования и социального переустройства, преобразования

2Все люди издревле понимают то, что мир и человек в нем живущий почему-то не соответствуют истине, что мир и человек должны быть лучше, чем они есть. Нет народов и людей, не понимающих этого несоответствия между тем, что есть в мире и тем, что должно быть. Философы фиксируют этот разлад через понятия "бытия по мнению" и "истинного бытия", через представление о том, что человеку необходимо стать тем, кто он есть, необходимо начать жить подлинной жизнью. Таким образом, все люди, по сути, живут с пониманием того, что они должны были бы жить в более добром и прекрасном мире, с пониманием того что и сами они должны быть лучше чем они есть. Данный факт, как мне представляется, не только согласуется с библейским утверждением о грехопадении человека и изгнании людей из рая, но и может рассматриваться как свидетельство истинности библейского откровения.

При этом в культуре существует два основных варианта решения данной проблемы, которые являются двумя центральными соблазнами человечества.

Во-первых, это соблазн изменить этот мир и превратить его из царства необходимости в царство свободы посредством социальных преобразований, посредством переустройства общества. При этом предполагается, что изменение мира повлечет за собой изменение человека. В своей крайней форме этот соблазн реализуется в революциях, но и социальное реформаторство, тоже является порождением этого соблазна.

Во-вторых, это соблазн изменить человека посредством просвещения, образования, воспитания. При этом предполагается, что изменение человека повлечет за собой изменение мира. По-сути этот соблазн самым тесным образом связан с грехопадением человека в Эдемском саду. Ибо в основе образования лежит посылка, что через познание добра и зла, через просвещение светом знания, через образование человек станет тем, кто он есть.

Однако по существу эти два варианта решения проблем человеческого бытия, являются попытками людей достичь счастья без покаяния пред Богом, без примирения с Ним. Оба эти варианта уводят людей от единственно возможного варианта решения их проблем через примирение с Тем, кто есть Путь, Истина и Жизнь.

Михаил Саламатов

Из сетевого дневника автора